Дизайн

Комментариев: 0  (смотреть / добавить) |

« Назад 11 декабря 2008

№11_2008

Плавно жить не запретишь!

Путешествуя по Вене, невозможно не обратить внимания на необычные дома архитектора Фридриха Стовас­се­ра (1928-2000), философская концепция которого: использование линейки в архитектуре – преступление.

В 20 лет, во время путешествия по Италии, будущий архитектор сменил собственное имя – Фридрих Стовассер – на более эстетичное, с его точки зрения, Фриденсрайх Хундертвассер. Это был очень оригинальный человек. Лишь три месяца учился он в Академии изящных искусств в Вене, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, много путешествовал, всего один день проучился в школе изящных искусств в Париже. Но при этом он основал универсальную академию всех творческих сфер – «Пинторариум».

А свою концепцию и философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре» (1958 г.) и сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни» (1983 г.).

«Живопись и скульптура свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его», – подчеркивал архитектор. Однако чтобы иметь возможность строить, необходимо иметь диплом. По Хундертвассеру, каждый должен иметь такую возможность, а пока этой свободы не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще.

Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить, нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет. Правда, позже Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны подчиняться жителю и его желаниям.

В манифесте «Право на третью кожу» архитектор писал, что «человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома». И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека.

Окно – мост между внутренним и внешним пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья – окнами. Они – эквиваленты глаз. Так же, как выражение глаз важно для лица, окна важны для фасада дома.

Хундертвассер считал, что человек должен жить в гармонии с природой, а не вступать с ней в постоянный конфликт. Взаимоотношения с ней были всегда чрезвычайно важны для художника, он очень бережно вписывал объекты своего творчества в мир природы. Спираль, изобретенная архитектором в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содержанием, она стала для него воплощением мировой гармонии.

По мнению Хундертвассера, гармонией наполнено и его творение – разноцветный жилой дом в Вене. На фасаде сложно найти окна одинаковой формы и размера. Здесь – неровные стены, а фасад расчерчен ассиметричными четырехугольниками, пол напоминает лесные тропинки. Плюс ко всему – огромное количество разнообразной растительности и самый настоящий парк на крыше дома. А во дворе постоянно журчит вода в фонтане. Этот дом – один из самых дорогих в Вене, но отбоя от квартиросъемщиков не бывает. Правда, выдерживают это буйство фантазии далеко не все – неровный пол и толпы туристов под окнами кого угодно могут свести с ума.

Хотя это на руку предпринимателям: дом окружают различные сувенирные лавочки и магазины, в которые обязательно заглянут и сделают покупку на память ротозеи.

Ирина Олейник,

фото автора

Журнал "Строительство и реконструкция"


« вернуться к списку



Отзывы

Нет отзывов. Ваш может быть первым.

Написать отзыв

Голосовать и оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрироваться.



*