Архитектура


Комментариев: 0  (смотреть / добавить) |

« Назад 23 сентября 2008

№8_2008

Кременец – врата в историю

Все чаще наши соотечественники гордятся тем, что смогли побывать на экскурсиях во Франции, Германии, Польше. Они восторгаются западными красотами и историей. Но стоит посетить лишь несколько городов Украины – и удержаться от последующих поездок по родной стране уже невозможно. Потрясающая природа, богатая история, неповторимый колорит той или иной местности завораживают ничуть не меньше заморских див. Надо лишь отправиться в путешествие, чтобы увидеть и почувствовать это, чтобы отснять сотни кадров и понять, насколько богата украинская земля.

О небольшом городке Кременец, что расположился между горами на севере Тернопольской области, многие и не слышали, а по созвучию ассоциируют его с Каменец - Подольским. Хотя история этого городка не менее интересна. Далеко не каждый населенный пункт может похвалиться столь давней датой рождения и таким богатством исторического наследия. «Настоящий бриллиант «полуденної Волині», как назвал Кременец Михаил Грушевский, или, как его еще часто называют, «жемчужина Волынского края», буквально пропитан многовековым дыханием истории. Кременец известен как крупнейший культурно - образовательный центр XIX века. Его называли «Волынские Афины» благодаря созданной в 1805 году усилиями Гуго Коллонтая и Тадеуша Чацкого славной Кременецкой гимназии (с 1819 г. — лицей). По уровню образования и научных достижений Кременецкий лицей тогда мало чем уступал известным западным универ­ситетам. Многие выпускники лицея оставили свой след в истории Украины, России, Польши. С Кременцом связаны имена уроженца города, выдающегося польского писателя Юлиуша Словацкого, украинского писателя Уласа Самчука, еврейского просветителя, филолога Исаака Бер - Левинзона, украинского композитора Александра Хотовицкого, выдающегося ботаника, немца по происхождению, Виллибальда Бессера, польского историка и общественного деятеля  Иоахима  Лелевеля.

Старинный Кременец можно без преувеличения назвать музеем под открытым небом. Город был свидетелем бурной истории: сначала он входил в состав Галицко - кременецВолынского княжества, затем — Литовского государства (до Люблинской унии 1569 года), Речи Посполитой, после третьего раздела Польши свыше столетия существовал под властью Российской империи, а с 1921 - го по 1939 год Кременец снова в составе Польши. Каждая историческая эпоха оставила здесь свои неповторимые реликвии.

В это сложно поверить, но в городке с населением 22 тыс. жителей насчитывается более двадцати двух церквей и костелов, четыре уникальных кладбища (казацкое кладбище с могильными плитами, самое старое еврейское кладбище (XV век), польское кладбище, древняя крепость). Редкостное по своей живописности расположение города (в небольшом ущелье) и отличные видовые площадки  завораживают  приезжих.

Всего в городе более 50 историко - культурных памятников. Руины замка, ансамбли монастыря и коллегиума, Богоявленский и Николаевский соборы, жилые здания. Кременецко - Почаевский историко - архитектурный заповедник (в его составе – объекты центральной части города, комплекс Почаевской лавры, замок в селе Белокриница), дом - музей  Юлиуша  Словацкого.

Свято - Богоявленский монастырь

Кременецкий Свято - Богоявлен­ский монастырь был построен в 1636 году в романском стиле по благословению святителя Петра Могилы. Его основатели — волынские православные вельможи Даниил Малиновский и Лаврентий Древинский. В том же 1636 году появилось и Богоявленское братство, при котором действовали школа, богадельня и типография. В задачи братства входило противодействие распространявшейся тогда в Кременце и его окрестностях унии и защита православия.

В 1701 году монастырь превращен в униатско - базилианский.

кременец

В 1726 году базилиане построили вместо деревянных каменные церковь и трехэтажный корпус. В 1807 году усилиями Адама Чарторийского, тогда министра иностранных дел, здания базилианского Богоявленского монастыря были переданы польскому лицею, основанному стараниями Фаддея Чацкого и занимавшему в то время помещение бывшей униатской коллегии. Так была уничтожена существовавшая здесь Православная Церковь. Сам же Богоявленский монастырь перевели в северную часть города, где он находится и теперь. Ему принадлежали большая каменная церковь и двухэтажный каменный корпус, построенные около 1760 года познанским воеводой Станиславом Потоцким.

Шли годы, менялась история, в январе 1959 года в монастыре пребывало 65 сестер. И в этот же год Богоявленский женский монастырь подвергся разорению. Монахинь изгнали, большая их часть переехала в Корецкий Свято - Троицкий женский монастырь. Монастырские ценности, имущество пропали. Чудотворная икона до 1990 года находилась в Почаевской Свято - Успенской Лавре, в храме Похвалы Пресвятой Богородицы. Богоявленский храм был превращен в спортзал, а в корпусах разместилась больница. Колокольню сожгли.

26 августа 1990 года по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, архиепископа Тернопольского и Кременецкого, трудами Свято - Успенской Почаевской Лавры монастырь начал свою новую жизнь. В этот день состоялся крестный ход во главе с архимандритом Онуфрием — из Почаевской Лавры в Кременец. С чудотворной иконой и церковным пением шли братия Лавры, миряне и будущие насельницы. Сейчас монастырю принадлежит Свято - Николаевский храм, в котором в советское время размещался больничный склад. А главный храм – Богоявленский – реставрирован  и  принимает  всех  желающих.

До Почаева – рукой подать

Приезжая в Кременец, нельзя обойти стороной еще одну святыню, расположенную всего лишь в 20 км от города на высокой (более 75 м) каменистой горе. Это кременецПочаевская Лавра. Первые исторические сведения о ней относятся к началу XIII века, когда хан Батый захватил Киев. Киево - Печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются. Тогда же и явилась им Матерь Божия, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Слухи об этом явлении и поныне собирают сюда христиан для молитвы.

В 1597 году монастырь получает в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные наделы, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери. А через сто лет граф Николай Потоцкий, отличавшийся крутым нравом, за то, что лошади его чего - то всполошились, понесли и опрокинули коляску, три раза стрелял в своего кучера. Только и успел кучер повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря – и…осечка: первый, второй и третий раз. Взбешенный Потоцкий посмотрел на свой пистолет, еще ни разу его не подводивший, а затем на полумертвого от страха, но с огоньком спасительной надежды в глазах, кучера. Чудо это произвело на графа огромное впечатление. Со слезами покаяния падает он на колени перед чудотворным образом Богородицы Почаевской и обещает отныне посвятить свою жизнь монастырю и заботиться о приумножении его величия и славы. И уже в 1771 году на месте древних церквей граф начинает по проекту архитектора Готфрида Гофмана строить в стиле позднего барокко величественный трехпрестольный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1833 году монастырь был удостоен звания «Лавра». Были построены Святые ворота, колокольня, архиерейский дом, свечной завод, белая и ратушная гостиницы, аптека. В 1906 началось строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле, который был расписан в 70 - х годах. Снаружи изображена мозаичная икона по эскизам Николая Рериха. При входе, на Святых воротах, изображена Пресвятая Богородица в огненном столпе, как она впервые явилась Киево - Печерским послушникам. Хранится эта святыня в Успенском храме Лавры. Люди, посещающие Лавру, пьют и уносят с собой воду, которая исцеляет от душевных и телесных недугов. В этом храме, над царскими вратами, в звездообразном, сияющем драгоценными камнями, киоте –

Чудотворная Икона Богородицы – вторая великая Лаврская святыня. В праздники ее опускают для паломников два раза в день, в будни – один. Рядом находится Пещерная церковь, где в серебряной раке лежат нетленные мощи преподобного Иова. Над ракой возносится балдахин из белого итальянского мрамора. Люди идут сюда  за  благословением.

Гора королевы Боны

кременец

История Кременца также связана с колоритным историческим персонажем, в честь которого названа одна из главных достопримечательностей города – гора Бона. Неаполитанская принцесса Бона Сфорца д’Арагона в 1518 году стала второй женой польского короля (Польша состояла с 1385 года в личной унии с Литвой) Сигизмунда I.

В жизнь этих двух государств она привнесла настоящий южный колорит. Темпераментная полуитальянка - полуиспанка, воспитывавшаяся при пышном дворе Людовика Сфорца, как раз во времена расцвета Ренессанса, фактически правила огромными государствами, получив немало земель, городов и замков от мужа в «кормление».

Среди них были Бар (название от неаполитанского города Бари) и Кременец. Последним королева Бона владела 20 лет, вплоть до эмиграции на родину в 1556 году. За это время Кременец стал настоящим большим полисом, развивались ремесла и торговля, укреплялся замок. Жителей в городе было чуть ли не больше, чем сегодня. Уже тогда в Кременце жили представители многих национальностей – украинцы, поляки, евреи, армяне, немцы, татары, волохи (румыны)… Впереди были ужасы Контр­реформации, но в XVI веке в городе еще мирно уживались православные, католики, униаты, реформаты, иудеи, армяне - григорианцы, мусульмане.

С офицерской стражей замка связана романтико - эротическая история или легенда. Несколько десятков красавцев - охранников (а это в основном были поляки, шотландцы и немцы) якобы совратили эту привлекательную женщину. Наверное, это был гарем «наоборот»? Трудно теперь сказать. Пожилой муж - рогоносец выслал комиссию в Кременец. Чиновники привезли в Краков документы, достоверно подтверждающие измену жены. Якобы король приказал казнить всех офицеров Кременецкого замка, но Бона вымолила прощение для каж­дого 3 - го, 9 - го и 27 - го офицера по списку. Вот с тех пор и поднимают бокал за женщин именно в такой последовательности!

В перерывах между подвигами на амурном фронте госпожа, бывшая очень экономной, не забывала и о крае, который буквально расцвел, и его жителях. Времена ее владычества действительно стали «золотым веком» Кременца.

У Боны было двое сыновей и четыре дочери, посредством браков которых она хотела владычествовать в Европе. Ей удалось неплохо «устроить» дочерей. Изабелла стала королевой Венгрии, София — герцогиней Брауншвейг - Вольфенбюттельской, Екатерина — королевой Швеции, а Анна Ягеллонка вышла замуж за князя Трансильвании Стефана Батория, который и стал в 1576 году королем Речи Посполитой. Муж Боны умер в 1548 году, а сама королева возвратилась в родовое княжество Бари на юге Италии.

Возродить или погубить?

По данным горсовета, в течение года Кременец посещает более 40 тыс. гостей. Из них примерно четвертая часть поляков. С этим городом их связывает давняя кременецистория (в Кременце до сих пор сохранилось польское кладбище). Чиновники подсчитали, что каждый иностранец мог бы оставлять по $100 в городе, если бы удалось задержать транзитных туристов и паломников к Почаевской лавре на день - другой. Неплохая перспектива, но в то же время буквально на глазах разрушаются руины крепостных стен XIV–XV ст. на Замковой горе (второе название которой – Бона). В аварийном состоянии многие памятники архитектуры. Колоритные улицы Кременца также требуют реставрации и ремонта.

В городе ежегодно проводятся международные соревнования по санному спорту на Кубок Боны. Такая километровая санная трасса – единственная в Украине. Есть и три лыжных трамплина, используемые и зимой, и летом. А потому рекреацию вполне реально сделать массовой и круглогодичной. Но и эти объекты требуют финансовой поддержки.

Кременец – перспективный туристический город. С развитием «зеленого туризма» он способен привлечь к себе еще больше туристов. Местные предприниматели, любящие свой город, утверждают, что деньги на возрождение памятников, дорог, гостиниц есть. Необходимо лишь разумно распорядиться ими. И тогда Кременец заживет более активной, полноценной жизнью и станет настоящей «жемчужиной Украины». Кто - то назвал Кременец «вратами в рай». Не знаю, как насчет рая, а вот то, что это врата в историю и культуру Украины – это точно. Стоит лишь перешагнуть за порог, чтобы убедиться в этом и приехать  в  этот  город  еще  раз.

Ирина Олейник

Журнал "Строительство и реконструкция"


« вернуться к списку



Отзывы

Нет отзывов. Ваш может быть первым.

Написать отзыв

Голосовать и оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрироваться.



*