Архитектура


Комментариев: 0  (смотреть / добавить) |

« Назад 26 декабря 2010

№10_2010

Святогорск — жемчужина Донецкой области

В Государственной научной архитектурно-строительной библиотеке имени В.И. Заболотного продолжается осуществление библиотечного проекта «История малих городов Украины». В рамках проекта тщательно изучается библиотечный фонд и на основании этих материалов описываются малые города всех областей Украины, включенных в проект, с точки зрения истории, архитектуры, современного промышленного и социального положения.

Создается электронная база данных.

В завершении проекта библиотека планирует выпустить серию иллюстрированных библиографических указателей, объединяющих информацию о малых городах областей Украины. Издания окажут помощь в поиске информации о городах, сориентируют читателей в огромном мире библиотечного фонда, будут полезны широкому кругу пользователей.

С одним из малых городов Донецкой области, который исследован в рамках проекта, библиотека хочет познакомить читателей журнала. Это город с богатой историей, видевший на своем веку разрушение и горе поражений, радость побед и процветание, испытавший на себе и любовь, и гнев правителей земель его — город Святогорск.

Славяногорск, ныне — город Святогорск Донецкой области Славянского района. Статус города получен в 1964 г. Площадь — 8,4 км2. Население — 5136 жителей (согласно переписи 2001 г.). Расположен на берегу реки Северский Донец за 141 км от областного центра.

Легенда и быль

Согласно легенде, название города происходит от имени былинного богатыря Святогора. Легенда гласит, что в одной из битв у реки Донец сложил он свою буйную голову, но успел передать силу богатырскую Илье Муромцу. Впоследствии прославился Илья Муромец не только как храбрый воин, но и как монах Киево-Печерской лавры. Был он одним из наиболее почитаемых в свое время духовных наставников, причисленный затем к лику святых.

История появления в Святых Горах первых поселений остается загадкой. Еще в XIX в. историки, представители клира интересовались возникновением пещер и поселений на их территории. Существует множество различных гипотез, которые относят основание монастыря к середине XIII в. Так, Филарет Гумилевский говорит: «...со всей вероятностью можем положить, что в XIV в. уже существовала Святогорская обитель».

Существует несколько версий возникновения Святогорска. Одни историки считают, что первыми поселенцами были монахи киевских монастырей (1240). Есть документы, из которых следует, что во время нападений хана Батыя была сильно разрушена Киево-Печерская лавра. Часть монахов, которые спаслись от неволи, ушли на берега Северского Донца и основали Святогорский монастырь.

Другие источники доказывают, что Святогорск основали монахи-подвижники, пришедшие с греческого полуострова Афон (Ашан-Орос). Эту версию подтверждают здешние погребения монахов по Афонскому обычаю.

Третья версия говорит о том, что Святогорск возник как оборонительный пункт и служил нашим предкам надежной защитой от набегов враждебных племен. С этой целью в меловых горах были вырыты тайные подземные ходы и пещеры, сохранившиеся до наших дней.

История

Как сообщает исследователь Придонцовья В. М. Дедов, первые исторические сведения о Святых Горах появились в 1526 г., благодаря немецкому дипломату С. Герберштейну. А чуть позже в летописях упоминают о наличии сторожи (пограничного поста) у Святых Гор, которая по указу русских царей находилась далеко в Диком поле на реке Донец. Долгое время, вплоть до XIX века, пограничную службу несли не регулярные воинские части, а отряды добровольцев, преимущественно из числа казаков и однодворцев. И в этом отношении монастырь в Святых Горах над Донцом не был исключением.

Название местности «Святые Горы» несколько раз встречается в исторических документах XVI века, русских летописях в 1547 г. и 1555 г., где упоминается боярин Шереметьев с войском, которые шли Муравским путем. В так называемой «Книге большого чертежа», есть свидетельство о местоположении, которое датируется XVI в.: «... вот устье реки Оскола на Донце с Крымской стороны — Святые Горы».

О Святогорске официально упоминается (1571) в так называемых росписях донецких сторожей князей Воротынского и Тюфякина. В Никоновской летописи также содержится упоминание о росписи донецких крепостей. Среди прочих названа и Святогорская — пятая сторожа. Первое, известное ныне свидетельство об игумене Ефреме и 12 насельниках Святогорских датируется 1620 г. Согласно московским актам, Святогорская пустынь царским жалованием ежегодно получала помощь хлебом и деньгами. Идентичный текст содержится в жаловальной грамоте царя Михаила Федоровича (1624), адресованной «черному» попу Симеону.

Церкви и монастыри

Комплекс пещерных сооружений в меловой скале (XVII) не единственный памятник подземного типа в Святогорском монастыре. Среди них наибольшую популярность приобрела подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Не менее интересна история этого памятника, как кладбищенской церкви XIX в., который поражает великолепием надгробий, множеством княжеских и дворянских родов, похороненных здесь. Пещерный период Святогорской обители завершается в начале 80-х гг. XVII в. В этот период строится деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла (1679), а вместе с ней хозяйственные постройки монастыря.

В отличие от деревянного Петропавловского храма чудом сохранился другой храм этой эпохи. Жемчужина Святогорского монастыря — Николаевская церковь, созданная на меловой скале, — это уникальное каменное сооружение с меловым алтарем воспроизводит в камне традиции деревянной народной архитектуры и поражает непревзойденностью украинского барокко во времена его наивысшего расцвета.

Архивы монастыря XVIII века, которые могли бы пролить свет на историю строительства церкви, не сохранились. В описании храмов Святогорского монастыря середины XIX в. читаем: «Построена сия церковь с западной стороны монастыря, вне ограды онаго, когда и кем достоверно неизвестно, но предание относит построение ея к началу сей обители, во время, в которое был обретен иноками чудотворный образ Святителя Николая».

Святогорский монастырь, возглавляемый во второй половине XVIII в. учеными из числа ректоров и префектов Харьковского коллегиума, высшего учебного заведения Слободской Украины, тоже становится просветительским центром. Здесь преподают латынь и другие науки. Святые Горы посещает Григорий Сковорода, навещая своего учителя и друга, настоятеля монастыря Леонтия Кордета.

Святость и манифест

Из числа икон, находившихся в монастыре в XVIII в. (кроме иконы св. Николая), наиболее известна икона — чудотворный образ Божьей Матери, получивший имя Святогорский. Эта икона лишилась драгоценной ризы (1787), но была сохранена и особенно почиталась в монастыре. Сохранился список (копия) святого образа Божьей Матери, выполненный в XIX в., которому ныне здесь поклоняются. Иконографическое изображение оригинала иконы Святогорской Божьей Матери было возобновлено по литографии, датированной 1911 г.

В 1787 г., во время путешествия императрицы Екатерины II в Крым, Святогорский монастырь готовился к встрече государыни, но в обитель прибыл уполномоченный светлейшего князя Григория Потемкина с требованием о закрытии монастыря и передаче его имущества вместе с землями и крепостными в казну. Юридическим основанием для этого был Манифест Екатерины II о секуляризации церковного и монастырского имущества, согласно которому были закрыты многие монастыри в России и Украине. Успенский собор стал приходской церковью, а Святогорское имение стало собственностью светлейшего князя Григория Потемкина.

После его смерти имение перешло по наследству к племяннику — князю В. В. Энгельгардту, затем к его сестре — княгине Т. В. Юсуповой, а после ее кончины (1841) — к ее сыну от первого брака — А. М. Потемкину.

Восстановление обителиСвятогорск — жемчужина Донецкой области

Восстановление после закрытия святой обители состоялось 15 января 1844 г., когда последовало высочайшее утверждение доклада Святого Синода императором Николаем I о восстановлении Святогорского монастыря под наименованием Святогорской Успенской общежительной пустыни.

Сразу же началось коренное переустройство обители. Меценатами его стали граф А. М. Потемкин и его жена Т. Б. Потемкина (урожденная княгиня Голицына). Старые здания, за исключением собора, были разобраны, а на их месте по утвержденному плану построен новый архитектурный комплекс, в котором воплотились основные классические принципы композиции, центральным элементом которого стала Покровская церковь с колокольней.

Проект новой Покровской церкви был подготовлен архитектором А. Тоном (1847). В архивных документах монастыря (1854) записано: «Построена эта церковь в 1850 г. с разрешения Святейшего Синода усердием настоятеля этой пустыни архимандрита Арсения на содержание монастырское и содействие благотворителей этой пустыни гр. Потемкиных».

В августе 1861 г. по просьбе Т. Б. Потемкиной их особняк на реке Северский Донец посетила императрица Мария Александровна с младшими детьми в сопровождении свиты, заехав туда по дороге в Крым.

Советская власть

В 1919 г. в Святогорске была установлена советская власть. Летом 1922 г. в бывшем монастырском отеле построен первый Донецкий дом отдыха.

Закрытие Святогорской обители в 1922 г. привело к исчезновению некоторых архитектурных памятников XIX века, в том числе и Преображенской церкви. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под дом отдыха, получивший в середине 1920-х гг. название Первого Всеукраинского дома отдыха им. Артема. В ознаменование этого события известным украинским скульптором И. П. Кавалеридзе в 1927 г. на вершине одной из меловых гор, недалеко от Святогорского монастыря, был вылит из железобетона 22-метровый монумент большевика Ф. А. Сергеева, известного тогда в Донбассе и за его пределами под псевдонимом Артем.

Монументальная скульптура, отлитая в стиле кубизма, прошла через войну и сохранилась, чуть ли не единственным произведением советского конструктивизма, что отражает символы, а также авангардные направления в искусстве начала XX века. В период Великой Отечественной войны возле памятника Артему были похоронены воины, погибшие при освобождении Святогорья. Среди них — генерал-майор, командир 79-й гвардейской стрелковой дивизии М. Ф. Батюк и его боевые товарищи.

Сегодня это один из мемориальных комплексов, где увековечены имена более 2000 солдат и офицеров, погибших здесь в 1941-1943 гг.

Современный Святогорск

Сегодня Святогорск — оздоровительный курорт Донбасса, историко-культурный комплекс памятников археологии, истории, архитектуры и, одновременно, духовный центр всей юго-восточной Украины, которым является Святогорская Свято-Успенская лавра. В 1992 г. возобновил свою деятельность Святогорский мужской монастырь, который сейчас значительно вырос и окреп.

Почти восстановлена прежняя материальная база: 50 зданий и сооружений. Возродивший былую славу Святых Гор, как места паломничества, Свято-Успенский монастырь решением Святого Синода Украинской православной церкви Московского патриархата получил статус Лавры (2004). В рамках года духовности в Донецкой области проведен большой комплекс работ по реставрации и реконструкции Святогорского ансамбля с установкой памятного знака — мраморной скульптуры Богородицы (скульптор М. Г. Шматко)

Знамениты Святые Горы своей сохранившейся природной красотой и природным богатством. Заповедный объект государственного масштаба — национальный природный парк (НПП) «Святые Горы» создан Указом Президента Украины от 13 февраля 1997 г. с целью сохранения, восстановления утраченного и рационального использования ландшафтов Придонцовья с типичными и уникальными природными и историко-культурными комплексами.

НПП «Святые Горы» является природоохранным, рекреационным, ку-льтурно-просветительским, научно-исследовательским учреждением общегосударственного значения. Это седьмой национальный парк в Украине и первый в ее восточном регионе.

Можно с уверенностью сказать, что НПП «Святые Горы» среди равнинных парков Украины является эталоном гармоничного сочетания природного и историко-культурного наследия. Комиссия экспертов ЮНЕСКО, посетившая в 2001 г. национальный парк, отметила, что он соответствует подобным объектам мирового значения. В 2003 г. НПП «Святые Горы» среди первых в Украине включен в состав Федерации природных и национальных парков Европы (Европарк).

Если климат для восстановления здоровья здесь используется давно, то другое богатство Святогорья еще ждет своего часа. В районе города обнаружены месторождения минеральных вод, относящихся к типам «Полюстровская», «Миргородская» и «Минская», которые могут использоваться как столовые и лечебные. Вода разливается в бутылки. В городе действует цех по производству безалкогольных напитков, его продукция поступает в магазины города. В непосредственной близости к территории Национального парка «Святые Горы», в северо-западной части города Славянска, размещенные давно известные месторождения минеральных вод и лечебных грязей. В Святогорске они используются для ванн и аппликаций.

Постановлением Совета Министров УССР от 29 декабря 1970 г. Святогорск (назывался тогда Славяногорск) получил статус города-курорта. Позднее это решение было подтверждено постановлениями Кабинета Министров Украины № 1576 от 28.12.1996 г. и № 1391 от 15.12.1997 г. Как и множество малых городов Украины Святогорск живет своей размеренной жизнью провинциального городка, привлекая внимание людей своей богатой историей, уникальной природой, памятниками архитектуры, духовным наследием.

Наталья Щербина

Постановление Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 г. № 878 утвердило перечень исторических поселений Украины с датами их основания.

Достаточно известный в Украине и за рубежом своим культурным наследием, оздоровительными заведениями и храмами Свято-Успенского мужского монастыря — город Святогорск был определен в правительственном постановлении как древнейшее историческое место Донбасса с датой основания 1538-1539 гг.

 

Журнал "Строительство и реконструкция"


« вернуться к списку



Отзывы

Нет отзывов. Ваш может быть первым.

Написать отзыв

Голосовать и оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрироваться.



*