Архитектура


Комментариев: 0  (смотреть / добавить) |

« Назад 17 декабря 2009

№11_2009

Власть архитектуры – основа гармонии

«В нынешних непростых экономических условиях, как никогда для людей очень важен контакт с прекрасным, добрым, светлым», – так считает известный украинский градостроитель Юрий Писковский.

Посвятив себя служению архитектуре, в своей работе и творчестве зодчий всегда опирается на тему прекрасного и желание воспроизвести многообразие художественных образов и насытить их эмоциональным звучанием.

Подтверждением этого может служить и выставка его фоторабот, которая прошла в октябре в столичном Доме архитектора. Работам зодчего и всей экспозиции в целом характерна рациональность, простота и гармоничный строй композиции. Но это не помешало автору показать эстетическую выразительность и привлекательность своих работ.

Как это ему удалось? На этот и многие другие вопросы отвечает Юрий Писковский, профессор Международной академии архитектуры, почетный академик Украинской академии архитектуры.

«С&р»: Юрий Иванович, обычно подобные выставки организаторы посвящают какой-то дате…

– У каждого человека есть определенный творческий потенциал, который заставляет его трудиться, творить что-то красивое, приятное, доброе и нужное людям. Предназначение архитектора – создавать и творить для людей.

Я много лет проработал на разных уровнях архитектором, за это время побывал во многих странах. Очень много снимал, и когда накопилось много интересных материалов, то возникло желание поделиться с другими. Импульсом для экспозиции послужило мое желание показать людям мир, в котором мы живем. В этом мире есть много прекрасного и не очень, но все это делают люди. И для того, чтобы это показать, я и решил сделать выставку.

Выставка – не жанровая, не широкая композиция определенной тематики, она перманентная, здесь, по сути, представлен широкий тематический ряд фоторабот архитектурных объектов, скульптуры, природы… В общем взято всего понемногу, из той среды, где человек живет.

«С&р»: Создается впечатление, что все работы выполнены профессиональным фотохудожником...

– Не хочу говорить, что фотоискусство для меня хобби, но то, что это мое давнее увлечение, так это точно. Ведь фотография для архитектора – это его дополнительный инструмент прочтения пространства и творческого познания мира. Кроме того, фотография – это подлинная история времени. Любая «писанная» история всегда фальсифицируется властью.

Для того, чтобы масштабно показать изобразительный ряд своих фоторабот я пошел от пропорций золотого сечения. Напомню, что сам принцип золотого сечения – это высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Вы, наверно, обратили внимание, что каждая работа в рамке… Размер каждой рамки 55х55 см, а панорам – 89 см – это цифры ряда Фибоначчи, который характеризуется закономерностью: каждое последующее число – это сумма двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т. д.

Что интересно в этой закономерности? Меньшее число, в этом ряду разделенное на большее, дает 0,618 – это число золотого сечения, в гармонии с которым находится весь мир.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Юрий Иванович Писковский

Юрий Иванович Писковский родился 9 октября 1935 года в Славянске Донецкой области. В 1954 году окончил техникум по специальности промышленное и гражданское строительство, в 1963 году – Киевский инженерно-строитеьный институт (ныне Киевский национальный университет строительства и архитектуры), архитектурный факультет.

С 1963 по 1975 годы работал архитектором, научным сотрудником, главным архитектором проектов, руководителем архитектурно-планировочной мастерской института «КиевНИИПградостроительство».

Выполнил самостоятельно и в соавторстве более 50 проектов. Разрабатывал конкурсные проекты городов: Донецка, Кишинева, Николаева, Днепропетровска, проекты жилищно-гражданского строительства в Кишиневе, Оренбурге, Виннице, Краматорске, Червонограде, Черновцах, Бердянске, Железногорске, Днепрорудном, Новояворске и др.

Написал более 20 научных статей по проблемам архитектуры и градостроительства. Соавтор монографий «Архитектура в Украинской ССР» и «Жилищное строительство в Украинской ССР».

С 1975 по 1993 годы – начальник Главного управления населенных пунктов и архитектуры, заместитель председателя Госстроя УССР. 12 лет был представителем УССР в Европейской экономической комиссии ООН. Избирался в руководящие органы группы Экспертов комитета по населенным пунктам ЕЭК ООН.

Инициатор и организатор проведения экологического конкурса «Тур-Днепр-91» и международного конкурса на город будущего «Экополис», Античернобыль – XXI век, «Конкордия» (1991 год), член международного жюри. Организатор Совета главных архитекторов городов Украины, его председатель до 1996 года.

С августа 1993 года по июнь 1996 года – главный архитектор Киева. С 2001 по 2003 годы – шеф-редактор научно-популярного специализированного альманаха «Наша Эпоха».

Лауреат Международной медали «Дружба». Награжден серебряной медалью ООН, которая вручается лицам, внесшим весомый вклад в развитие человечества.


 

«С&р»: Не удивительно, что при таком подходе к оценке нашей действительности, Вы в 1971 году были участником международного конкурса на центр искусств имени Помпиду в Париже.

– Немного уточню, в этом конкурсе участвовал творческий коллектив КиевНИИПградостроительства. Я был назначен руководителем группы архитекторов. Мы наряду с другими зодчими, а в конкурсе принимали участие представители из 49 стран, предложили свое видение создания крупнейшего в Европе культурного центра.

Наша концепция заключалась в том, что культура – высшая сфера человеческой деятельности. И как жемчуг, при определенных условиях, становится прекрасным и привлекательным, так и культура должна быть бесценным сокровищем. В основу композиции был «поставлен» шар на водной поверхности. Согласитесь, это было бы удивительное зрелище – шар на воде, вечером, благодаря подсветке, создавался образ прекрасного жемчуга…

Всего на рассмотрение жюри международного архитектурного конкурса, возглавляемого известным французским архитектором – Жаном Прувэ (Jean Prouve), было представлено более 700 проектов, в том числе 10 – советских.

Победителями, как известно, стали английские архитекторы Ричард и Су Роджерсы (Richard Rogers, Sue Rogers), итальянский зодчий Ренцо Пиано (Renzo Piano) при участии еще одного гражданина Италии – Джанфранко Франчини (Gianfranco Franchini). Именно они, по мнению жюри, разработали максимально соответствующий требованиям программы проект, в основу которого была положена так называемая «пространственная диаграмма». Результаты конкурса были оглашены в 1971 году.

«С&р»: Действительно, необычная и удивительная для 70-х годов XX столетия идея была предложена украинскими зодчими. Неужели, никто не оценил архитектурный потенциал, предложенной Вами концепции?

– «Оценили», правда, гораздо позже. Наша идея – шар на водной поверхности в 80-х годах прошлого века была заимствована архитекторами Андрианом Фэйнсилбе (Adrien Fainsilber ) и Жерером Шэмэу (Gerard Chamayou) при создании в парке Ла Вилет (La Villette) в Париже панорамного кинотеатра Жеод (Gеode).

«С&р»: Не обидно, что Вашей идеей воспользовались другие?

– Да, нет. Хотя, конечно, могли бы и сообщить. Но в целом, меня радует, что эту идею первыми высказали украинские архитекторы.

«С&р»: Юрий Иванович, Вы долгое время работали в Госстрое Украины, были инициатором создания Совета главных архитекторов городов «В нынешних непростых экономических условиях, как никогда для людей очень важен контакт с прекрасным, добрым, светлым», – так считает известный украинский градостроитель Юрий Писковский. Украины. Какие задачи решали в тот период?

– До того, как меня в августе 1993 года назначили главным архитектором Киева, я много лет работал в институте «КиевНИИПградостроительство» и прошел путь от архитектора до руководителя мастерской. Потом меня пригласили в Госстрой Украины: был заместителем начальника Главного управления населенных пунктов и архитектуры, затем – начальником этого управления и потом – заместителем председателя Госстроя УССР по архитектуре.

Все города Украины, а их было тогда 412, 896 поселков городского типа и 27 тыс. сел – это была моя «парафия», где мы обеспечивали разработку архитектурно-планировочной документации и осуществляли контроль в реализации проектной документации. Правда, села были под юрисдикцией Управления сельского строительства, которое возглавлял Василий Скуратовский.

Тогда же я выдвинул идею создания Совета главных архитекторов городов Украины, которая была поддержана коллегией Госстроя Украины, а на учредительном совещании в Запорожье меня избрали его Председателем.

Совет собирался в конкретном городе, мы встречались с его руководителями, знакомились с проектами, городом. По сути, мы вырабатывали программу действий по развитию города.

При этом надо отметить, что главные архитекторы украинских городов, которые участвовали в работе этих совещаний, были людьми беспристрастными, профессионалами высокого уровня и высказывали свои мысли по развитию того или иного города, давали достаточно серьезные практические рекомендации и предложения по реализации конкретных проектов.

«С&р»: Да, можно позавидовать тому времени, сегодня архитектурная жизнь в Украине замерла…

– Замерла, согласен с Вашим утверждением. Каждый замыкается в своей мастерской. Координирующего института, который раньше разрабатывал и удерживал на должном уровне архитектурную идеологию, воспитывал кадры, нет.

Все опустилось до маленьких проектных групп и мастерских. Сейчас заказы упали, архитекторы уходят, по сути, остаются без работы, их профессиональный уровень падает. Сегодня зодчие продаются заказчику, архитектор берется за любую работу и делает ее, как диктует заказчик.

По этому поводу замечательные слова сказал Александр Николаевич Сокуров: «Сегодня архитекторы превращаются в официантов...» По его убеждению, настоящая цель архитектора – защитить человека, создать для него соответствующую среду. Объединить, а не разъединить, учесть пространство, а не воевать с ним, не разрушать ландшафты, а существовать рядом с теми, что есть. Но сегодня все эти установленные ранее законы нарушаются самым агрессивным образом...

Я полностью согласен с известным российским кинорежиссером и убежден, что если архитектор в своем творчестве ориентируется только на получение свехприбыли и встречает заказчика возгласом: «Чего изволите!», – то, это тупик.

«С&р»: И когда следует ожидать изменений?

– Сложно сказать, когда. Мне импонирует выражение одного из великих римских императоров, который сказал: «Я буду принимать послов, все остальное сделают архитекторы». Во все времена зодчие являлись государственными мужами, к ним прислушивались облеченные властью. И это не случайно, так как архитекторы обладают синтетическим мышлением, они чувствуют пространство, как никто другой.

Человек ведь рождается, живет и умирает в архитектуре. Вот мы сейчас сидим в зале, его пропорции – это архитектура. Стол, для этого конкретного пространства – это тоже архитектура. Скамья на улице, пропорции тротуара – все это тоже архитектура. Однако сегодня в городе господствует реклама. Мало внимания уделяется благоустройству городской территории, малым архитектурным формам. Ведь скамейки, светильники, скульптура, декоративные элементы и др. – все это, так называемая городская мебель…

«С&р»: Почему-то «тяжелая мебель» у нас получается?

– Дело в том, что сегодня у нас правит балом Архитектура власти, а надо, чтобы была Власть архитектуры. Только при таком подходе можно создать комфортную среду и условия для человеческой деятельности.

В Германии, например, многие бургомистры городов, имеют архитектурное образование. И можно быть уверенным, что у них совершенно другое представление о предмете как организовать среду обитания через гармоничное размещение реальных объектов с реальными функциями и в конкретном месте. По-другому это называется ансамблевая застройка.

«В нынешних непростых экономических условиях, как никогда для людей очень важен контакт с прекрасным, добрым, светлым», – так считает известный украинский градостроитель Юрий Писковский. У нас в последние годы этот термин исчез из словарного запаса столичных архитекторов. Мы забыли о композиции. Сегодня мы теряем, по большому счету, представление о мироустройстве и отсюда все наши проблемы. Посмотрите, что творится в Киеве, здесь главный заказчик – капитал: имея его, можно строить самые абсурдные объекты в любом месте, в том числе и в историческом центре.

Я посетил много европейских городов, нигде не видел такого хаотичного, безответственного размещения объектов, значительных градостроительных образований, как в нашей столице. Киев – город ландшафта, сейчас уверенно и целенаправленно теряет это качество. Если раньше говорили, что Киев – это город-сад, то сейчас этого нет, эти позиции утеряны. Я говорю о своих ощущениях, но поверьте, это чувствуют многие киевляне.

Пусть меня простят мои коллеги, я высказываю только свои соображения. В Киеве, как правило, налицо грубые нарушения градостроительной науки. Трудно сказать, почему именно в Киеве возможно такое. Поверьте, в Будапеште, Вене, Праге, Лиссабоне, Вероне, Риме и других европейских городах – ничего подобного не происходит.

«С&р»: Юрий Иванович, неужели в Украине нет примеров гармоничного развития городов?

– Это достаточно сложный вопрос и я бы его отнес не к мегаполисам, а небольшим городам, таким, как например, Ровно, Ивано-Франковск, Тернополь, Черновцы… В таких городах, может из-за того, что там нет валовых, безумных инвестиций, строительный процесс идет более разумно.

В то же время и в крупных городах, таких как Днепропетровск, Одесса интеллектуальный уровень архитекторов достаточно высокий, который может обеспечить гармоничное развитие этих мегаполисов.

Что касается отдельных объектов, то я их оцениваю в контексте с окружающей средой. Архитекторы часто говорят: «Вот это хороший дом!». Будучи главным архитектором Киева, когда я вел Градостроительные советы, то всегда акцентировал внимание зодчих на том, что хорошим может быть макет на столе, там он никому не мешает, а для реального дома очень важна его доминанта, подчиненная роль в реальном пространстве. Большое значение имеет функциональное качество объекта, его визуальное восприятие…

«С&р»: В этих непростых условиях, нам остается верить, что красота спасет мир…

– Когда я готовил свою книгу «Портал», мне на глаза попалось одно удивительное выражение скандинавского эпоса II века до н.э.: «… покуда весь мир не исчезнет, ни один человек не пощадит другого…». Это же жуть. Самым пагубным явлением ХХ века было падение культуры. И что отличает наше время, так это – агрессия, тщеславие, пьянство, алчность, нажива и насилие…

Именно поэтому я на счет спасения мира имею другое мнение: не буквально красота спасет мир, а ОСОЗНАНИЕ необходимости делать красивое, делать доброе, делать приятное и светлое – вот пути к спасению мира.

«С&р»: Юрий Иванович, благодарю Вас за интересный и содержательный разговор. Здоровья Вам и творческого вдохновения.

– Спасибо! В свою очередь я поздравляю коллектив журнала «Строительство и реконструкция» с 14-летием со дня образования издания. Пусть ваша работа будет интересной и востребованной. Удачи и реализации всех ваших творческих замыслов.

Николай Бойко

 

Журнал "Строительство и реконструкция"


« вернуться к списку



Отзывы

Нет отзывов. Ваш может быть первым.

Написать отзыв

Голосовать и оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрироваться.



*