Архитектура


Комментариев: 0  (смотреть / добавить) |

« Назад 15 августа 2011

№7

Закарпатский город Свалява

В читальном зале Государственной научной архитектурно-строительной библиотеки имени В. И. Заболотного 17 мая 2011 г. состоялось четырнадцатое заседание библиотечного клуба «Национальные святыни» в рамках социально-библиотечного проекта «История малых городов Украины». Посвящалось заседание городу Сваляве Закарпатской области.

В читальном зале Государственной научной архитектурно-строительной библиотеки имени В. И. Заболотного 17 мая 2011 г. состоялось четырнадцатое заседание библиотечного клуба «Национальные святыни» в рамках социально-библиотечного проекта «История малых городов Украины». Посвящалось заседание городу Сваляве Закарпатской области.

В роботе клуба приняли участие архитекторы, реставраторы, искусствоведы, краеведы, библиотечные работники из города Киева. Участников заседания удивило то, что представители города, которому, собственно, было посвящено мероприятие, не приехали в столицу, чтобы представить свой город, хотя в процессе подготовки с представителями местных властей Свалявы была договоренность.

Открыла заседание клуба Галина Войцеховская, директор Государственной научной архитектурно-строительной библиотеки имени В. И. Заболотного, которая сказала, что город Свалява Закарпатской области есть малым городом согласно Всеукраинской переписи населения, проведенной в 2001 г. Прежде всего, город известен как бальнеологический курорт с уникальными лечебными водами.

Уникальный город

На заседании выступил Дмитрий Мироненко, библиограф Государственной научной архитектурно-строительной библиотеки имени В. И. Заболотного, который в процессе подготовки к библиотечному клубу провел исследование библиотечного фонда и подготовил документальный фильм «Город Свалява Закарпатской области в изданиях фонда ГНАСБ им. В. И. Заболотного».

Выступающий отметил, что Свалява — уникальный город. Во-первых, он очень долго административно не входил в состав украинских территорий. Во-вторых, он находится на высоте 200-300 м над уровнем моря. Еще одной особенностью Свалявы является большое количество источников минеральных вод. Кроме того, в городе сохранился древний храм лемковского стиля — памятник деревянной архитектуры XVI в. — церковь Николая Чудотворца.

Повествуя об основании Свалявы, докладчик отметил, что по разным данным указываются разные даты первого упоминания о городе — ХІІ или ХІІІ в. Официально статус города Свалява получила только в 1957 г., в этом же году стала районным центром одноименного района. Согласно последней переписи населения, проведенной 5 мая 2001 г., население Свалявы составляют 16 тыс. 983 жителя.

В современных справочных источниках (2008–2010 гг.) указывается около 17 000 жителей. Находится город в 68 км от областного центра — г. Ужгорода — и за 667 км от столицы Украины.

Город расположен на берегах речек Свалявки и Латорицы в Свалявской котловине (предгорье Украинских Карпат), среди низких холмов и террас Вулканического и Полонинского хребтов. Площадь зеленых насаждений в городе составляет 248,8 га.

В среднем количество осадков — 900 мм в год. Средняя температура января -4,9оС, июля +28,2оС.

Истоки

Название города, вероятно, происходит от венгерского слова «сольва» — «соляная вода», что связано с богатством территории минеральными источниками. Приверженцы другой версии склоняются к тому, что название города возникло от слова «соль», которую тут издревле добывали. Современный герб Свалявы восстановлен по печати графов-владельцев города ХІХ в. На красном поле мужчина льет минеральную воду в золотую бочку. Этот сюжет характеризирует город как бальнеологический курорт, известный своими минеральными водами, которые разливали в бочки и экспортировали в другие страны. Современный герб Свалявы утвержден на 14-й сессии третьего созыва Свалявского городского совета 15 сентября 2000 г. Закарпатский город Свалява

В первых упоминаниях (ХІІ в.) Свалява — небольшое селение, принадлежащее венгерскому феодалу Бет-Бетке. В начале ХІІІ в. владельцем Свалявы стал жупан Шимон. С 1214 г. город становится владением венгерских королей, которые на протяжении долгих годов дарили его разным магнатам.

В городе существует сохраненная с древних времен легенда. Она гласит, что некогда на вершине горы Стий, которая высочит над поселком, жил кровожадный владелец этих земель. Время от времени он спускался в долину, чтобы пресытиться людской кровью. Больше сведений о нем в легенде нет. Но мы можем сопоставить ее с реальными фактами. Ведь первое упоминание о Бессарабе — сыне Татамера, который был прапрадедом всемирно известного графа Дракулы, относится к 1330 году. То есть, вполне можно утверждать, что свалявский кровопивец — предок Дракулы.

Чтобы привлечь посетителей, легендой воспользовались местные предприниматели. Так, в центре Свалявы возник недавно закрытый бар-клуб «Дракула». Это успешный рекламный ход, ведь туристов всегда интересовала «темная» романтика.

Падения и взлеты

В XVII в. жители Свалявы бедствовали. Владельцы не заботились о ее развитие и благосостоянии населения. Например, из 53 хозяйств крепостных крестьян, проживавших в городе в 1648 г., только один владел полным наделом (на Закарпатье наделы измеряли в телеках — территория, состоящая из пашни и сенокосов), остальные же владели небольшими участками. 14 крестьян были безземельными. Кроме социально-экономических притеснений, жители города подвергались и национальным, и религиозным. В это время никто не заботился о состоянии города, его благоустройстве и развитии. Частые междоусобные споры приводили к разорению города. Так случилось и в 1657 г., когда Сваляву опустошили войска польского магната Любомирского. Большее количество населения было уничтожено или разбежались.

Возмущенные низким уровнем жизни свалявцы в 1703-1711 гг. принимали участие в национальной освободительной войне против Габсбургов, за что после поражения были подданы жестоким репрессиям и переданы во владение королевской казны, которая подарила их графу Шенборну-Бухгейму. Семья графа владела городом более 200 лет.

В «Истории городов и сел Украинской ССР. Закарпатская область» упоминается о том, что в 1770-1780-х гг. крестьяне было доведены до грани нищеты. Специальный уполномоченный императора Оплени писал о том, что жители свалявских территорий встречают путника причитаниями и стонами, земля голая, поля не засеяны, нет ни пшеницы, ни ржи, лишь немного картофеля, которым набивают рты младенцев, ведь в истощенных материнских грудях нет молока. Картошка и черный, как сажа, хлеб, сделанный из вареной травы, были единственной пищей крестьян.

Управители имения Шенборна-Бухгейма ничего не делали для спасения крепостных от голодной смерти. Собственно, все состояние вывозили из Свалявы в Венгрию, где в то время жила семья графа.

Только в конце XVIII в. начался постепенный подъем города. В 1790-х гг. Свалява стала значительным хозяйственным центром. Тут была открыта винокурня. Село получило право проводить ярмарки. В начале ХІХ в. начинается строительство мостов и дорог. Используется минеральная вода, источники которой граф Шенборн-Бухгейм сдавал в аренду.

В первой половине ХІХ в. в Сваляве работают лесопилка, мельница, вводится севооборот, изготовляют поташ, известняк, кирпич. По данным 1834 г. в селе проживало 582 человека.

В 1870-х гг. доминияШенборна-Бухгейма расширяет вырубку леса, который реализуют на местных рынках, а также в Венгрии и за ее пределами.

ХХ век

В Сваляве начинает действовать стеклотарное предприятие, развиваются кустарные промыслы, в частности, начинают изготавливать деревянную и плетеную мебель. В ХХ в. все эти промыслы развились до уровня промышленных предприятий.

Закарпатский город Свалява В начале ХХ в. большое количество дешевой рабочей силы и запасы древесины способствовали привлечению иностранного капитала в промышленность города. Например, венская фирма «Голуганелсактиен-Гезельшафт» купила у графа Шенборна участок земли и начала строить лесопилку и 5 пилорам, лесовозную дорогу до с. Извора.

В 1908 г. образовано акционерное общество «Сольва» с участием немецких, английских, французских и американских предприятий. Общество «Сольва» на протяжении 1910-1911 гг. построило в Сваляве лесохимический завод для сухой перегонки дерева.

23 марта 1919 г. вследствие социальных катаклизмов в Сваляве установили власть Советов. Но уже в конце апреля этого года город был оккупирован чехословацкой армией. Начинается спад в развитии города. Подтверждают это такие статистические данные: в мае 1931 г. в Сваляве было 117 безработных, в связи с закрытием предприятий их количество возросло до 700. В это время в городе работал один участковый врач, не было ни одного лечебного заведения. В 1938 г. тут родилось 200 детей, 70 из которых умерли в возрасте до семи лет. В 1920-1930-х гг. в Сваляве действовало три библиотеки: сельская публичная и две принадлежали частным обществам.

В 1939 г. Закарпатье оккупировала фашистская Венгрия. Сразу же в школах ввели обучение на венгерском языке, увеличились налоги, возросло количество безработных — до 1 144 человек.

25 октября 1944 г. Свалява освобождена от оккупантов, но инфраструктура города была в ужасном состоянии. 31 мая 1945 г. в центре поселка открыто памятник советским воинам, партизанам и подпольщикам, погибшим в боях с фашистами.

В послевоенные годы активно восстанавливаются государственные предприятия. В то же время частники под давлением государства должны были прекратить свою деятельность. Одним из направлений промышленности являлась деревообработка, в частности, изготовление мебели.

В то время в Сваляве работало три завода по розливу минеральных вод Лужанского заводоуправления. Они разливали воды «Поляну квасовую», «Лужанскую», «Плосковскую».

Благодаря своим минеральным водам и природной красоте город постепенно становится известным курортом. Бывший графский замок переоборудован в санаторий «Карпаты».

Современная Свалява — это промышленный центр, в котором больше всего предприятий деревообрабатывающей промышленности и заводов по розливу минеральных вод. Город известен своими термальными и минеральными водами, лечебные свойства которых известны издревле. Первое упоминание о них датируется срединой ХV в. Свалява считается одним из наиболее перспективных курортных городов. Тут образовано большую сеть лечебниц и предприятий по изготовлению лечебно-столовых минеральных вод.

Кроме лечения минеральными водами на свалявских курортах, отдыхающим предоставлена возможность совершить экскурсии по городам Закарпатья и Венгрии, принять участие в горнолыжных турах, посетить известные местные природные заповедники (долина Нарциссов, водопад Шипот, Синеверское озеро и т. д.).

Среди известных санаториев Свалявского региона — «Солнечное Закарпатье, «Кристальный источник», «Цветок Долины», пансионат «Парадиз».

Памятники архитектуры

Туристов в Сваляве также заинтересует памятник архитектуры XVI в. — деревянная церковь Николая Чудотворца. Из документальных источников известно, что в XVIII в. на южную окраину Свалявы, вприселок Быстрый, из соседнего горного села перевезли старую лемковскую Николаевскую церковь. Изначально, по мнению исследователей, ее построили в 1588 г. по образцу бойковского стиля.

В 1759 г. храм существенно перестроили и перенесли на новое место, хотя дубовые срубы и перекрытия навы с одним заломом сохранились. На стенах бабинца виднелись даты «1733» и «17..2». Очевидно, они свидетельствуют не о возрасте церкви, а о ее ремонтах. Именно после ремонтов церковь стала образцом лемковского архитектурного стиля. На лемковское происхождение церкви указывает высокая башня с барокковым окончанием, стремительное нарастание форм от низкого алтаря до башни и открытая галерея с резными столбиками вокруг бабинца.

В разных документальных источниках встречаются отличия в названии церкви: Свято-Михайловская, Михайловская, Николаевская, Николая Чудотворца. Изначально церковь называлась Михайловской. Со временем ее посвятили св. Николаю Чудотворцу. В церкви сохранился иконостас второй половины XVIII в. В конце ХІХ в. церковь окружали старые кладбищенские захоронения с каменными крестами и высокие деревья (их срубили в 2000 г.). С конца 1940-х гг. церковь была закрыта, но вскоре ее включили в список памятников архитектуры. Ее Закарпатский город Свалява отреставрировал львовский архитектор Иван Могитич.

Кроме церкви Николая Чудотворца, в Сваляве действует Успенская греко-католическая церковь. Ее построили в 1937 г. как православную. В советские времена использовалась как склад, позже — как картинная галерея. В 1990 г. ее передали греко-католикам. Также в городе действует Свято-Троицкий монастырь и костел.

В обсуждении темы библиотечного клуба принял участие Валентин Кобзарь, исследователь истории киевского водопровода, автор книги «ВодовідведенняКиєва», который сказал, что необходимо расширять представительство клуба за счет землячеств, деятелей искусства, коллекционеров (в связи с этим вспомнили библиотечный клуб, посвященный г. Гадячу Полтавской обл.). В частности, он высказал мнение, что на современном этапе необходимо говорить не о Сваляве, а о Свалявщине. В районе города действует одна из трех узкоколейных железных дорог, единственный в регионе музей леса. Валентин Кобзарь выразил огорчение в том, что в работе клуба не смогли принять участие жители Свалявы, ведь «хотелось из первоисточников услышать о городе».

Продолжил обсуждение главный библиотекарь Национальной парламентской библиотеки Украины Виктор Халецкий, который отметил, что библиотечный проект ГНАСБ им.

В. И. Заболотного поднимает авторитет малых городов Украины, работа клуба дает надежду на пробуждение у людей уважения и патриотизма к тем местностям, где они родились, к их родителям и культуре. Выступающий сказал, что необходимо было бы привлечь внимание к трансграничному сотрудничеству, к вхождению Украины в европейское пространство и к роли Свалявы в этом процессе. Роль библиотеки, в данном случае, состоит в пробуждении общественности, поднятии вопросов, связанных с историей и современностью малых городов.

Закрывая заседание, Галина Войцеховская отметила, что проведенные мероприятия в рамках социально-библиотечного проекта «История малых городов Украины» продемонстрировали разный уровень развития малых городов, что, в первую очередь, зависит от деятельности местной власти, введения самоуправления, уровня патриотичности местных жителей и выходцев из этих городов, желания популяризировать свой родной город, используя любой повод.

Дмитрий Мироненко

 

Журнал "Строительство и реконструкция"


« вернуться к списку



Отзывы

Нет отзывов. Ваш может быть первым.

Написать отзыв

Голосовать и оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи. Войти или зарегистрироваться.



*